Истории боевых кораблей

Здесь выкладываем важную информацию для одноклубников.
Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Истории боевых кораблей

Сообщение#1 » 24 дек 2013, 01:09

Немного истории о флоте России. Начну с одного легендарного крейсера "ПАЛЛАДА". Интересен он мне не только своим боевым прошлым, но и тем, что в свое время на нем служил мой прадед, Молов Михаил Тимофеевич. Господь распорядился так, что маленькую частицу своей жизни я провел рядом с ним. Уважение к нему и память о нем, я "несу" по сегодняшний день. Вот он и сам со своим отцом
Изображение
Ну и сам Крейсер "Паллада"
Изображение
Изображение
Описание старой фотографии: броненосный крейсер типа «Баян» Российского Императорского флота. Назван в память о бронепалубном крейсере I ранга «Паллада» (1899), захваченном японцами во время Русско-японской войны (1904—1905). Участвовал в Первой мировой войне в составе Балтийского флота.
26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили сигнальную книгу с германского лёгкого крейсера Магдебург, севшего на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. О чем и повествует видео

если кому интересно можно почитать еще и тут http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 78&t=29627
Натуральный гранит для строительства и дизайна.
Страна происхождения: индия Принимаем индивидуальные заказы.
Возможны прямые поставки из Индии. В л/с

Аватара пользователя
AbbaT
Сообщения: 1140

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#2 » 24 дек 2013, 16:21

Ко мне ходит автор книг про "Варяг" и "Кореец" , Виртор Катаев, печатал редкие фотографии этих кораблей, даже благодарность нам в книге написал:)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4197019
Я не доверяю верблюдам и вообще всем, кто может не пить больше недели

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#3 » 24 дек 2013, 20:33

AbbaT писал(а):Ко мне ходит автор книг про "Варяг" и "Кореец" , Виртор Катаев, печатал редкие фотографии этих кораблей, даже благодарность нам в книге написал:)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4197019

Матрос с крейсера "Варяг".
За этот бой советское правительство наградило его участников медалью "За отвагу". Последняя медаль – как и священнослужителя.
Изображение

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#4 » 25 дек 2013, 23:16

История крейсера "ВАРЯГ"

Крейсер был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.
Изображение

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Некоторые исследователи вслед за командиром крейсера Рудневым утверждали, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества[5]. И вследствие этого якобы даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями[6].

Бой

Основная статья: Бой у Чемульпо
В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.

Бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники[7] утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

«Варяг» после сражения
«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6"−орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари». В 1905 году после подъема судна корабль убыл в Японию.

Бой и гибель «Варяга» впечатлили противника: то, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга»[8] и наградило Руднева орденом Восходящего солнца[9].

Военные почести в России

См. также: Встреча героев Чемульпо в Одессе
После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них умерли. Ещё 11 раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В Одессу на пароходе «Малайя» 19 марта 1904 года прибыла первая группа матросов и офицеров, в количестве около 300 человек, а третья, и последняя, группа — 6 апреля. Всего в Одессу было доставлено 30 офицеров и 600 матросов с крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», 55 матросов с «Севастополя», 30 казаков Забайкальской казачьей дивизии, охранявших русскую миссию в Сеуле. Из Одессы они проследовали на русских транспортных судах в Севастополь, а оттуда по линии Московско-Курской железной дороги в Петербург, через Симферополь, Москву и другие города. По всему маршруту морякам оказывался торжественный и трогательный приём[10].

16 апреля 1904 года они прибыли в Петербург и, выстроившись колоннами,— промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на торжественный обед во дворец, где по этому случаю были приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.[11]

Дальнейшая судьба крейсера

Японский крейсер «Сойя» между 1910 и 1915 годами
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷, мыс на северной оконечности Хоккайдо?). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.

В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт[12]. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.[12]

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#5 » 28 дек 2013, 00:27

История крейсера "АВРОРА"
Аврора» — крейсер 1-го ранга (однотипные: «Диана») Балтийского флота, известный своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Группу конструкторов, работавших над проектом, возглавлял управляющий Балтийским заводом старший судостроитель К. К. Ратник. Назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.
Корабль предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Фактически не мог решать ни одну из этих задач из-за недостаточной (на 1900-е гг.) для крейсера дальности плавания, малой скорости, слабого вооружения и защиты, поэтому с 1908 г. выполнял функции учебного крейсера.
Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически — к крейсерам-истребителям торговли.
Изображение

Спуск на воду
Построен по кораблестроительной программе 1895 г.
Зачислен в списки флота 6 апреля 1897 г. Заложен 23 мая 1897 г.
Крейсер был торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде императора всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц (вдовствующей и жены царя) и многочисленных членов Императорской фамилии.
18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
Изображение

25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса (ЭБР «Ослябя», 3 крейсера, 9 миноносцев, 3 парохода ДФ), следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Совершила плавание по маршруту: Бизерта (Тунис, Франция) — Пирей — порт Суэц — Джибути. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны (!) весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.
При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Изображение
Русско-японская война 1904—1905 гг
17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны. Шел по маршруту Ревель (30.08-28.09) — Либава (2.10) — Скаген (7.10). Далее следовал в составе 4-го отряда под командованием контр-адмирала О. А. Энквиста. Во время «Гулльского инцидента» ок. 1:00 10.10.1904 г. находился на траверзе русского отряда, обстреливавшего суда, принятые за японские миноносцы. При этом в крейсер попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор. Далее следовал с отрядом по маршруту Танжер (султанат Марокко, 16-23.10) — Дакар (30.10-3.11) — Габун (13-18.11) — Грейт-фиш-бей (Португальская Западная Африка, 23-24.11) — Ангра-Пеквена (Германская Юго-Западная Африка, 28.11-4.12) — бухта Носси-бе на о. Мадагаскар (колония Франции, 16.12.1904—3.03.1905). На Мадагаскаре вновь собрались все отряды эскадры, которая далее проследовала Малаккским проливом в бухту Камранг (французский протекторат Аннам, 31.03—13.04) — бухту Ван Фонг (французский Аннам, 13-26.04), где к эскадре З. П. Рожественского присоединилась эскадра контр-адмирала Н. И. Небогатова, — бухту Куа Бе (26.04). 1.05.1905 г. крейсер в составе объединенной эскадры вышел из бухты Куа Бе для следования во Владивосток Корейским проливом.
Участвовал в Цусимском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г. 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского (7 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 2 броненосных крейсера, 8 крейсеров, 1 вспомогательный крейсер, 9 миноносцев, 6 транспортов, 2 госпитальных судна) с японским флотом адмирала Х. Того (4 эскадренных броненосца, 2 броненосца береговой обороны, 8 броненосных крейсеров, 15 крейсеров, 3 канонерские лодки, 21 истребитель, 42 миноносца, 3 авизо). Входил в состав отряда крейсеров контр-адмирала О. А. Энквиста (крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах»).
В начале дневного боя 14 мая следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывал колонну транспортов с востока. В 14:30 в составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом (2 крейсера, 1 всопмогательный крейсер) вступил в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирал С. Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал С. Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 также с 6-м японским боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал К. Того). Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом (3 крейсера, 1 броненосец береговой обороны, вице-адмирал С. Катаока). Около 16:30 вместе с отрядом ушёл под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.
В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда (похоронен в море в точке 15°00' с.ш., 119°15' в.д.). (В русско-японской войне участвовал и сын командира, служивший на Владивостокской эскадре крейсеров (на крейсере «Россия»), ставший в советское время контр-адмиралом и преподававший военно-морскую историю в Ленинградском институте точной механики и оптики — ЛИТМО.)
После смерти капитана командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.
Изображение
Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.


Учебное судно
В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 гг. с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 6-дм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. 10.10.1907 г. переклассифицирован из крейсеров I ранга в крейсера.
С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа.
С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва.
С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.
Первая мировая война и революция
Крейсер принимал участие в Первой мировой войне 1914—1918 гг. С началом войны корабль, под командованием капитана 1 ранга Г. И. Бутакова (а с февраля 1916 г. — капитана 1 ранга М. И. Никольского), вошёл в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, нёс дозорную службу, прикрывал набеговые и минно-заградительные действия легких сил флота. Базировался на Гельсингфорс (Свеаборг).
Зимой 1914—1915 гг. прошёл модернизацию, количество 152-мм орудий было увеличено до 14 за счёт демонтирования всех 75-мм орудий противоминного калибра. Крейсер получил четыре 75-мм и одну 40-мм «аэропушки» (зенитных орудия). В кампанию 1915 года крейсер находился в дозорной службе к западу от центральной минно-артиллерийской позиции на Балтике, в охранении тральных работ, совершал походы по изучению скрытых шхерных фарватеров в Финляндии.
С мая 1916 г. приписан к 6-й маневренной группе (броненосный крейсер «Громобой», крейсера «Аврора» и «Диана»). 1 и 2 августа проводил учебные стрельбы на полигоне у о-ва Хейнланд для выяснения возможности уничтожения прибрежных проволочных заграждений огнем корабельной артиллерии при проведении планируемой десантной операции. Результаты были неутешительны — из 209 6-дм снарядов в проволоку попало три и ещё один — в окоп. После окончания дноуглубительных работ на Моонзундском канале крейсер был 14 августа 1916 г. переведен этим каналом в Рижский залив и вошёл в состав Морских сил обороны Рижского залива; базировался на Куйваст.
В ноябре 1916 г. корабль был отправлен для капитального ремонта в Петроград, на Франко-русский завод. За зиму 1916—1917 годов были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые паровые котлы системы Бельвиля—Долголенко. Артиллерия главного калибра модернизирована с увеличением дальности стрельбы с 53 до 67 каб. Были установлены 6 76,2-мм зенитных пушек системы Ф. Ф. Лендера (за счёт всех предыдущих «аэропушек»), смонтирована новая радиостанция, прибор звукоподводной связи.
В 1917г. экипаж "Авроры" активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.
В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер "Аврора" был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.
В 1924 г. корабль был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени.


Вторая мировая война

С началом Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" и его экипаж встали на защиту г. Ленинграда. Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. "Аврора" стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944г. крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.
В 1948 г. крейсер "Аврора" был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до1956г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
В 1956г. на "Авроре" был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. За 45 лет музей посетили уже более 28 миллионов человек, представители более 160 стран мира были его гостями.
В 1968г. крейсер "Аврора" был награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992г. был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.

Аватара пользователя
415-ый
Сообщения: 641

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#6 » 28 дек 2013, 06:20

Александр, спасибо! Очень интересные исторические справки.
Единственное, что можно добавить так это то, что
"Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России 1 декабря 2010 года
и в настоящее время является просто музеем.
А еще можно сказать, что писатель-историк Михаил Веллер
посвятил "Авроре" фантастический рассказ.
Называется "Гонец из Пизы"
Рекомендую к прочтению.

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#7 » 29 дек 2013, 00:59

Единственное, что можно добавить так это то, что
"Аврора" лишилась статуса корабля №1 ВМФ России 1 декабря 2010 года

Умышленно не указал данный факт, хотел что бы в памяти оставался именно боевым крейсером, а не "посудиной" со статусом музея.

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#8 » 29 дек 2013, 01:51

«Баян» — броненосный крейсер российского императорского флота. Первый из четырёх крейсеров типа «Баян». Включён в списки флота 11 января 1899 года, унаследовав имя от списанного корвета «Баян». Заложен на верфи Ла Сейн (франц.) (Франция) 26 июня (8 июля) 1899 года.
Спуск на воду броненосного крейсера Баян, 30 мая 1900 года

Изображение

Ввиду того, что русскому флоту на Дальнем Востоке предстояли операции вблизи побережья, где велика вероятность встречи с крупными силами противника, появилась идея создания крейсера с усиленным бронированием и повышенной живучестью за счёт уменьшения автономности и дальности плавания.
7 мая 1897 года состоялось совещание, посвящённое утверждению проектного задания на новый крейсер, под председательством Управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова, в котором приняли участие адмирал К. П. Пилкин, вице-адмирал С. П. Тыртов 2-й, вице-адмирал Н. И. Казнаков, вице-адмирал С. О. Макаров, вице-адмирал Ф. К. Авелан, контр-адмирал Н. И. Скрыдлов, контр-адмирал Н. Н. Ломен, генерал-майор А. С. Кротков (и. о. Главного инспектора морской артиллерии), инспектор механической части Н. Г. Нозиков, инспектор кораблестроения Н. Е. Кутейников.
Изображение

Строительство корабля было доверено французской верфи Ла Сейн. 2 ноября 1898 года наблюдающим за постройкой броненосца «Цесаревич» и крейсера «Баян» был назначен капитан 1-го ранга И. К. Григорович. Механизмы и собранные конструкции принимали инженер-механик К. П. Боклевский и инженер-механик Д. А. Голов.К 26 мая 1900 завершили испытания подводной части обшивки на водонепроницаемость. 30 мая крейсер был спущен на воду — с опозданием на пять месяцев. Из-за ожидания новых деталей взамен бракованных застопорилась сборка левой машины. Завод Сен-Шамон затягивал с заменой бракованных броневых плит.
В 1902 году командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Р. Н. Вирен. В том же году для измерения вибрации, выявленной при первом заводском испытании, на крейсер прибыл подполковник по Адмиралтейству А. Н. Крылов.
Броненосный крейсер Баян в Тулоне, 1902 год
Изображение
14 и 16 октября у Йерских островов были проведены ходовые испытания, однако вместо 24 часов они продолжались только 5, и скорость ни разу не удалось довести до 21 узла — максимальный показатель был 20,97 узлов. Осадка крейсера оказалась меньше контрактной и составила 21 фут 3 дюйма. Последующие испытания и устранение недоработок заняли весь 1902 год и начало 1903 года.
Весной 1903 года Баян совершил переход в Кронштадт, где 22 июля участвовал в генерал-адмиральском смотре, а 26 июля — в императорском смотре. В тот же день крейсер вместе с броненосцем «Ослябя» направился в Средиземное море на соединение с броненосцами «Цесаревич» и «Император Николай I». По замыслу ГМШ, этот отряд должен был выйти на Дальний Восток для укрепления эскадры Тихого океана.
днако 9 (22) августа «Ослябя» попал в аварию в Гибралтарском проливе, и «Баян» продолжил путь в одиночку. 25 сентября 1903 года броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» покинули Средиземное море, направляясь на Дальний Восток. В Порт-Саид пришли 27-го, в Суэц — 30-го, в Джибути — 8 октября, в Коломбо — 21 октября, в Сабанг — 28 октября. 7 ноября вышли из Сингапура в Порт-Артур. В пути команда крейсера занималась учебно-боевой подготовкой. В 9 часов утра 19 ноября радиостанция «Цесаревича» вступила в переговоры со станцией стоящего на внешнем рейде Порт-Артура флагманского броненосца «Петропавловск». 30 ноября приказом начальника эскадры № 984 «Цесаревич» и «Баян» были зачислены в её состав. Корабли включились в программу рейдовых учений и готовились к окраске в боевой цвет.
В поход на Дальний Восток «Цесаревич» и «Баян» вышли без дальномеров Барра и Струда, а крейсер вдобавок страдал неудачной конструкцией задраек ставней орудийных портов, которые откидывались от ударов волн (что, учитывая низкое расположение бортовых батарей, фактически не позволяло использовать никакие орудия, кроме башенных 8", при более-менее сильном волнении).
25 января 1904 года, накануне нападения японцев, «Баян» в паре с «Боярином» отбыл свою очередь дежурства. Поставив корабль на якорь на внешнем рейде, где эскадра готовилась к практическому плаванию, капитан 1-го ранга Вирен подал рапорт на имя начальника эскадры, в котором просил разрешения установить противоминные сети, но ответа не получил. Поскольку крейсер стоял в дальнем юго-западном ряду строя эскадры, команда не догадывалась о нападении японских миноносцев. Нападавшие также не заметили крейсер, заслонённый вспомогательным крейсером «Ангара». Только с подходом катеров с подорванных кораблей на «Баяне» поняли, что произошло, и в 1 час 35 минут утра развели пары. Приказа на выход в море не поступило.

Броненосный крейсер Баян на Балтике, 1903 год

Изображение
В 4 часа 55 минут утра Вирен напомнил начальнику эскадры о готовности выйти в море, но приказа опять не последовало. В 8 часов 05 минут утра в виду российской эскадры появились два бронепалубных японских крейсера, но адмирал Старк не отправил на перехват крейсера, а начал выводить всю эскадру. «Баян» шёл во главе колонны крейсеров. Когда японские крейсера скрылись, эскадра вернулась на рейд.
27 января японский флот опять приблизился к Порт-Артуру. Российская эскадра в кильватерной колонне вышла навстречу. После получасовой перестрелки японский флот вышел из боя. Крейсера «Баян» и «Новик» во время боя оказались между колоннами броненосцев.
После первого выстрела японского флагмана «Микаса» «Баян» открыл ответный огонь с расстояния 29 кабельтовых. После начала отхода противника русские крейсера сблизились с концевыми кораблями японцев на 19 кабельтовых и открыли огонь из всех орудий, вплоть до 75-мм. По приказу Старка крейсера присоединились к своей эскадре.Броненосный крейсер Баян на Большом Кронштадтском рейде, 6 мая 1903 года
Изображение
В бою крейсер получил до десяти попаданий 6" снарядов и до 350 мелких пробоин. Вышли из строя три 75-мм пушки, прожектор и три котла. Погибло 4 матроса, ранено 35 (двое смертельно). Из офицеров были ранены лейтенант А. А. Попов и командир 6" орудия поручик В. К. Самарский. Строевой квартирмейстер Никифор Печерица, несмотря на серьёзные раны, не покинул свой пост у флага. Матрос 1-й статьи Павел Адмалкин после попадания снаряда в 6" каземат один продолжал вести огонь, сделав 10 выстрелов. За этот бой Вирен получил золотое оружие «За храбрость».
В выходах из гавани навстречу японской эскадре «Баян» выполнял роль флагмана отряда крейсеров. Однако его боевые возможности уменьшала ограниченная дальнобойность 8" орудий. В перестрелках с японскими крейсерами на предельной дальности снаряды крейсера не долетали до противника.
31 марта 1904 года «Баян» вышел на помощь подбитому и потерявшему ход миноносцу «Страшный», окружённому японскими миноносцами. Подойдя к месту боя, крейсер столкнулся с отрядом из шести японских крейсеров (броненосные «Асама» и «Токива» и четыре бронепалубных). «Баян» открыл огонь, после чего под сосредоточенным ответным огнём противника спустил вельбот и ялик и начал спасать из воды команду погибшего миноносца (успели спасти пятерых матросов), после чего двинулся наперерез двум японским крейсерам, преследовавшим отряд русских миноносцев.
оследний залп японских крейсеров лёг под самой кормой «Баяна», однако крейсер успел уйти от неминуемой гибели и даже подобрать шлюпки. Только сопроводив миноносцы к берегу, по приказу флагмана крейсер присоединился к эскадре. За этот бой капитан 1-го ранга Вирен был удостоен ордена св. Георгия IV степени, были также награждены некоторые офицеры и матросы.
Броненосный крейсер 'Баян'
Изображение
В дальнейшем действия Порт-Артурской эскадры ограничились выходами легких судов. «Баян» оставался в гавани. 24 апреля о приказу и. о. начальника эскадры контр-адмирала Витгефта с крейсеры были сняты для установки на батарею литер «В» четыре 75-мм пушки.
10 июня «Баян» под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Рейценштейна участвовал в эскадренном выходе в море для генерального сражения с японской эскадрой. В 19 часов 10 минут по сигналу адмирала Витгефта «Баян» с крейсерами занял место впереди эскадры, возвращавшейся в порт, не приняв боя.


Офицеры и команда 'Баяна'
Изображение
26 июня «Баян» под брейд-вымпелом Рейценштейна возглавил отряд, включавший броненосец «Полтава», крейсера и миноносцы, который обстрелял занятые японцами высоты в бухте Тахо. В перестрелке с отрядом японских крейсеров и миноносцев 8" снаряды «Баяна» опять не долетали до противника.
В июле «Баян» продолжал поддерживать огнём сухопутные войска. 14 июля он возглавлял отряд в составе броненосца «Ретвизан» и «Полтава», крейсеров «Новик» и «Аскольд», 3 канонерских лодок и 7 миноносцев, вышедший в бухту Тахо для обстрела японских позиций. В ответ японцы выслали броненосные крейсера «Ниссин» и «Кассуга». Русский отряд, не приняв боя, начал отходить.На входе в гавань «Баян» правым бортом задел мину, получив пробоину длиной почти 10 метров у бокового киля, в результате чего были затоплены первая кочегарка, две угольные ямы и правый бортовой коридор. При небольшом крене на правый борт дифферент дошёл до 2,1 м. В 18 часов 40 минут крейсер успел встать на бочку, после чего сел на грунт. Под руководством лейтенанта В. И. Руднева были подведены два пластыря, пока другая аварийная партия под руководством трюмного механика Б. П. Кошелева закрепляла переборки.
Командование эскадры перед вводом крейсера в док решило полностью его разоружить, «чтобы не надломился». Все 6" и 75-мм пушки были сняты и переданы на сухопутный фронт и на другие корабли эскадры. Две 6" пушки затонули вместе с баржей при обстреле японской осадной артиллерией. Ко 2 (15) сентября на «Баяне» уже не было ни одного 6", 8х75-мм, 8х47-мм и 2х37-мм орудий, и рассчитывать на их возвращение не приходилось.Командир корабля сам способствовал его разоружению. 15 (28) июля на совещании командиров и флагманов Р. Н. Вирен высказал предложение: «Флоту оставаться в Артуре, составляя с ним нераздельное целое, но разделить суда на те, которые будут выходить на рейд, и другие, которые останутся в гавани, окончат кампанию, и вся команда их пойдёт на берег и примет участие в обороне Артура». После гибели Витгефта в бою в Жёлтом море именно Вирен был назначен начальником Порт-Артурского отряда кораблей и продолжил разоружение эскадры. Командование «Баяном» было поручено капитану 2-го ранга Ф. Н. Иванову — бывшему командиру минного заградителя «Амур».В начале августа на команду «Баяна» возложили обязанность обслуживать 4x6", 3x120-мм, 12x75-мм, 9x47-мм, 12x37-мм пушек и 5 прожекторов на сухопутном фронте и 9 фугасов форта № III, для чего с корабля на берег было списано 223 человека (батареями на сухопутном фронте командовали мичманы Юрий Лонткевич, Александр Бошняк, Анатолий Романов). Еще более 200 человек было послано 7 августа в резерв сухопутных войск крепости под командованием лейтенанта В. И. Руднева 3-го и мичмана П. М. Соймонова 2-го (в героической обороне г. Высокой участвовали лейтенант В. И. Руднев, инженер-механик М. И. Глинка, младший врач А. П. Стеблов, священник о. Анатолий Куньев). Старший минный офицер крейсера лейтенант Н. Л. Подгурский предложил использовать для стрельбы по японским окопам метательные минные аппараты, а 4 сентября скатил шаровую мину заграждения в японский окоп. 9 сентября лейтенант Подгурский взорвал блиндаж, занятый японцами на Высокой горе, что отсрочило падение важного опорного пункта более чем на два месяца.
Крейсер Баян и минный заградитель Амур под обстрелом в Порт-Артуре, 1904 год
Изображение
В конце сентября на «Баян» начали устанавливать 6" орудия с крейсера «Паллада», готовя его к выходу в море. Японцы обстреливали гавань из орудий среднего калибра, а потом и из 11" мортир. «Баян» получил 10 попаданий снарядами среднего калибра и 6 — 11" снарядами. 3 октября крейсер, уже получивший повреждения в ходовой части, вышел на внешний рейд, уходя от обстрела. Покончив с броненосцами, стоявшими на внутреннем рейде, 25 ноября японцы вновь перенесли огонь на «Баян».
с 9 до 17 часов по крейсеру было выпущено до 320 11" и 6" снарядов. Четыре из десяти попавших в крейсер снарядов были 11" калибра. Не имея подводных пробоин, корабль всё более оседал в воду, поскольку отсеки заполнялись водой в результате борьбы с пожарами. О восстановлении корабля уже не могло быть и речи. К полудню 26 ноября крейсер, наполнившись водой, с 15-градусным креном на левый борт всем корпусом лёг на грунт Восточного бассейна.
Крейсер Баян затопленный у стенки Восточного бассейна Порт-Артура, декабрь 1904 года
Изображение
Часть команды «Баяна» образовала десантную роту во главе мичманом Ю. Л. Леонтковичем и инженер-механиком Е. П. Кошелевым. Капитан 2-го ранга Иванов получил должность при штабе. В ночь на 20 декабря 1904 года «Баян» был взорван.
После захвата Порт-Артура японцы начали поднимать затопленные корабли. 7 августа из гавани в Японию вышел поднятый со дна крейсер «Баян».
Сначала бывшие русские корабли предполагалось продать Китаю, но сделка не состоялась, и 22 августа 1905 года крейсер был включен в состав японского флота под именем «Асо». В 1906—1908 годах он прошел восстановительный ремонт в Майдзуру, получив новые котлы Миябара и орудия Виккерса.В 1913 году башенные 8" установки крейсера были сняты и заменены на палубные 6" орудия с длиной ствола в 50 калибров. В отличие от крейсера «Варяг» и броненосцев «Полтава» и «Пересвет» «Баян» не был продан России в 1916 году.
Японский крейсер Асо после ремонта в 1913 году
Изображение
—1922 годах его переоборудовали в минный заградитель (420 мин), а в 1930 году исключили из списков флота и превратили в блокшив.
8 августа 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени тяжёлым крейсером «Миоко».

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#9 » 08 янв 2014, 19:27

КРЕЙСЕР «БОГАТЫРЬ»

Изображение

Богаты́рь — крейсер 1 ранга Российского императорского флота. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.
Контракт на постройку крейсера заводом "Вулкан" был подписан 5 августа 1898 года.Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года. По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль ("Витязь") сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.
После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включен в состав Владивостокского отряда крейсеров.
15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.
После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошел на Кронштадском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.
Изображение
В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Во время войны прошел модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.
Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.
В 1922 году был разобран на металл.

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#10 » 16 фев 2014, 17:22

Геройский бой брига “Меркурий” с турецкой эскадрой у пролива Босфор.14.05.1829 (27.05).
Изображение
В конце русско-турецкой войны 1828—1829 г.г. три русских парусных корабля: 44-пушечный фрегат “Штандарт”, 20-пушечный бриг “Орфей”, и 20-пушечный бриг “Меркурий” получили приказ крейсеровать у выхода из пролива Босфор. На рассвете 14 мая появилась турецкая эскадра в числе 14 судов и устремилась в погоню за русскими кораблями. Общий приказ им был расходиться по наиболее удобным направлениям. Быстроходные “Штандарт” и “Орфей” оторвались от преследователей, а за кормой тихоходного “Меркурия” неумолимо вырастал лес мачт турецких кораблей. Лучшие из них – 110-пушечный “Селимие” и 74-пушечный “Реал-бей” – решили, что в состоянии сами захватить или потопить “Меркурий”, поэтому остальная турецкая эскадра легла в дрейф.

Шансы на спасение у “Меркурия” были ничтожны (20 пушек против 184), вскоре турки открыли огонь из погонных пушек. После первых же турецких выстрелов на бриге состоялся военный совет. По давней воинской традиции первым высказал свое мнение младший по чину, поручик Корпуса флотских штурманов И.П. Прокофьев: «Нам не уйти от неприятеля, будем драться. Но русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его». Командир брига “Меркурий” 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский (за бои под Варной, в 1828 году, награжденный золотой саблей и считавшийся одним из храбрейших офицеров Черноморского флота) в своем донесении командованию флота писал: «Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем [чтобы подорвать и его], тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру».

Закончив офицерский совет, командир брига обратился к матросам и канонирам с призывом не посрамить чести Андреевского флага. Все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге, предпочитая смерть капитуляции и бой спуску флага.

Прекратив безнадежное бегство, русские моряки с молитвою изготовились к бою. Висевшая за кормой шлюпка (ял) была сброшена в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю. “Селимие” попытался обойти бриг справа и дал залп своим левым бортом, от которого “Меркурию” удалось уклониться. В течение получаса атакуемый русский корабль, используя весла и ловко маневрируя, заставлял противника действовать только погонными орудиями. Но потом все-таки оказался в пространстве между обоими турецкими кораблями, осыпавшими его тучей ядер.

На требования сдаваться Казарский отвечал огнем, даже ружейным. Наконец, метко пущенные 24-фунтовые ядра “Меркурия” перебили две мачты “Селимие”, что лишило его маневренности и заставило его лечь в дрейф. Но “Реалбей” неутомимо наносил удары по русскому судну жестокими продольными залпами. Воодушевленный первой удачей, “Меркурий” упорно отбивался и смог перебить левый нок фюр-марса-рея турецкого корабля, который, падая, увлек за собой лисели. Эти повреждения лишили “Реал-бей” возможности продолжать бой.

Израненный русский бриг достиг Сизополя (Болгария), где базировались основные силы Черноморского флота. Контуженный, с перевязанной головой командир Казарский доложил о потерях: четверо убитых, шесть раненых, 22 пробоины в корпусе, 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 в такелаже, разбиты все гребные суда.

Экипаж “Меркурия” прославился на всю Россию этим подвигом. А.И. Казарский и И.П. Прокофьев получили по Георгию IV степени, остальные офицеры — ордена Владимiра IV степени с бантом, все матросы — знаки отличия военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский еще получил и звание флигель-адъютанта. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования. В офицерские гербы Департамент Геральдии Сената внес изображение тульского пистолета, того самого, что лежал на шпиле брига перед люком крюйт-камеры для ее подрыва, а матросские штрафы были исключены из формулярских списков. Бриг получил вторым из русских судов памятный Георгиевский флаг и вымпел.

Героизм русских моряков был высоко оценен даже противником. Один из штурманов турецкого корабля “Реал-бей” отметил: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все прочие затмить, и имя героя достойно быть начертано золотыми буквами в храме славы: капитан был сей Казарский, а имя брига “Меркурий”».

Аватара пользователя
amphibious
Сообщения: 1216

Re: Истории боевых кораблей

Сообщение#11 » 20 фев 2014, 19:15

Продолжим.
Изображение
Бой брига «Меркурий» с турецкими линейными кораблями – славная веха в истории русского флота. Но всегда есть люди, которые не то, чтобы сомневаются, но стараются опровергнуть факты – не из любви к справедливости, но из стремления сделать на этом себе капитал – как в смысле популярности, так и чисто материальный – сенсации хорошо продаются! Да и ненавязчиво показать свою осведомленность в истории – хлебом не корми! Например, вице-адмирал В. И. Мелихов в статье в «Морском сборнике» за 1850 год «Описание действий Черноморского флота в продолжение войны с Турцией в 1828 и 1829 годах» пишет: «Действия брига «Меркурий» представляют пример отваги, которому подобный едва ли сыщется в летописях морских держав. Мы считаем излишним распространяться о подвиге Казарского, вполне и совершенно оцененном Государем Императором, как то можно видеть из Высочайшего повеления и указов, изложенных в главе 23 и 26 нашего повествования; мы считаем нужным заметить только одно обстоятельство, что нашлись люди, которые сомневались, чтобы действия брига происходили точно так, как они описаны в рапорте Казарского. Но мы и весь флот, видавший бриг через несколько часов после сражения, можем засвидетельствовать; что в донесении командира брига не было никакого преувеличения; знавшие хорошо покойного Казарского поручаются, что по своей скромности он скорее был способен умолчать о своих действиях, нежели преувеличивать их. Он вполне достоин памятника, воздвигнутого ему в Севастополе его сослуживцами, с соизволения Государя Императора».
Известны попытки поставить под сомнение достоверность подвига брига «Меркурий». Один из таких примеров приводит в своей книге «Потомству в пример» Ю. Стволинский. Он цитирует высказывание английского историка Ф. Джена: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля за четыре часа, даже если бы они вовсе не стреляли. Самым вероятным предположением будет то, что турецкие корабли были фрегатами, выросшими в донесении в линейные корабли».

Но истина рано или поздно непременно отыщет путь в любом. лабиринте недоверия и клеветы. Накануне Крымской войны 1853-1856 г.г. в архиве бывшего вице-канцлера Нессельроде было обнаружено и опубликовано письмо турецкого офицера – одного из штурманов корабля «Реал-бей». Письмо это было доставлено в Россию секретным агентом. Вот поэтому-то и хранилось оно в секретных архивах МИД, а не морского министерства – чтобы ненароком агентуру не сдать.

Письмо турецкого офицера подтвердило рапорт Казарского. И эмоций у него больше было чем у русского командира.
Почему же все-таки стала возможной победа крошечного двадцатипушечного брига над двумя турецкими кораблями?

Умение и стойкость — главные составляющие этой небывалой победы. Воинское мастерство, высокое чувство патриотического долга, сплотившего команду брига перед лицом смертельной опасности. Ежедневная боевая подготовка – плод неустанных забот экипажа брига Казарского и всех офицеров корабля. Достаточно отметить, что матросы лучших боевых кораблей флота, в том числе и брига «Меркурий», ставили и убирали паруса за три-четыре минуты, тогда как туркам требовалось для этого 12—15 минут. То же можно сказать и о русских канонирах – они стреляли гораздо лучше турецких.
Изображение
Вот это признавали даже английские военные агенты на русском флоте – была тогда такая форма военного сотрудничества.

И еще один существенный фактор. Турецкого штурмана изумило: получивший множество повреждений бриг «Меркурий» тем не менее оставался на плаву и продолжал неравный бой. Что ж, ему позволительно было не знать о том, что «Меркурий» – один из первых кораблей русского флота с диагональным набором обшивки, что делало его намного прочнее, и позволяло успешно противостоять не только короткой штормовой волне, но и боевым повреждениям. Эти новшества вводились при непосредственном участии адмирала А.С. Грейга и полковника Осминина, севастопольского кораблестроителя.

Вернуться в «ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость